Выбор объема загородного дома
Дом — тема для размышления
После покупки участка можно приступать к строительству дома. Но с чего именно начинать? Подбирать бригаду строителей или закупать кирпич и цемент? Не торопитесь. Впереди у вас несколько ступеней, пройти которые просто необходимо. Первая из них — поиск идеи будущего дома.
Дача, коттедж или особняк?
До решения целого ряда самых разнообразных вопросов следует определиться с объёмом строения. Но речь идёт не об абстрактном количестве квадратных метров, на которых ваша семья в дальнейшем будет жить, а о типе здания. Различают пять категорий загородных домов: дача, коттедж, особняк, усадьба (поместье, вилла) и резиденция (дворец).
Особенности дома для сезонного проживания — дачи — всем хорошо знакомы. Это небольшое строение площадью до 100 м2, кирпичное или деревянное, предназначенное для семейного отдыха. Коттедж представляет собой загородный одноквартирный дом площадью 100-300 м2 (как правило, кирпичный, двухэтажный), служащий для круглогодичного проживания семьи. Что же касается особняка, — это комфортабельный, одно-, двух- или трёхэтажный многокомнатный дом площадью 300-1500 м2, в котором постоянно живёт не только семья, но и обслуживающий персонал.
Первые три типа строений достаточно широко распространены в нашей стране, а вот следующие два встречаются гораздо реже, хотя очень состоятельные люди проявляют к ним сегодня повышенный интерес.
Усадьба и резиденция
Усадьба (поместье, вилла) представляет собой дом с несколькими вспомогательными постройками общей площадью 1000-2000 м2, предназначенный для круглогодичного проживания семьи и обслуживающего персонала. Если обратиться к истории, то можно заметить, что наша страна издревле состояла из усадеб, сочетавших жилые и хозяйственные постройки, сад и огород. Слово «усадьба», произошедшее от «усаживаться», обозначает место, где человек решил надолго осесть, пустить корни. Так что эту категорию дома можно по праву назвать «родовым гнездом».
Резиденция (дворец) — это уже не только дом для проживания семьи и прислуги. Он выполняет также представительские функции, которые, как правило, превалируют над «семейными». (Резиденцией называют местопребывание главы государства, правительства, посла иностранного государства и т.д.). Площадь резиденции и прилегающих к ней построек составляет не менее 2000 м2.
И всё же для определения типа будущего дома решающим является не только его площадь. Не менее важна и площадь участка, на котором он будет возведён, ведь дом не существует сам по себе, он должен быть вписан в окружающий ландшафт и соответствовать ему. Насколько велик ваш участок, что на нём находится: голое поле, овраг, часть леса, река или озеро?
Участок решает за вас
До того, как владелец земельного надела определится, какую именно постройку ему возвести, решение уже подсказано самим участком, его размерами, формой, месторасположением. Так, для дачи вполне достаточно 6-10 соток, а вот для коттеджа больше подойдёт участок площадью 15-20 соток. Особняк «потребует» ещё большего земельного надела — от 20 до 100 соток, а на дачных шести сотках он будет выглядеть нелепо и претенциозно. Что уж говорить об усадьбе! Ведь кроме самого дома необходимо ещё где-то расположить хозяйственные постройки, бассейн, сад и др. Так что потребуется участок площадью 100 соток и больше. Ну и, наконец, резиденция. По «статусу» ей положено занимать не менее 200 соток.
Чтобы потом не раскаиваться
Допустим, участок у вас большой, позволяющий построить особняк или усадьбу. Не спешите замахиваться на нечто гигантское и амбициозное. Сколько участков с такими недостроенными «гигантами» продаётся сегодня! Владельцами не были рассчитаны собственные силы и средства, и от мечты пришлось отступиться. А ведь продать такой «недострой» ох как нелегко! Каждый, кто умеет считать деньги и хоть немного знаком со строительством, знает, что намного проще и дешевле строить на свободной площадке, чем демонтировать или перестраивать чужую «коробку». Рассчитывайте на средства, которые вы имеете сегодня, а не на те, которые поступят через год или позже, иначе дело закончится долгостроем или, что ещё хуже, «недостроем». В этом плане очень актуально звучат слова Андреа Палладио, выдающегося итальянского архитектора эпохи Высокого Возрождения: «Удобным будет называться тот дом, который отвечает положению своего обитателя, и части которого находятся в соответствии как друг с другом, так и с целым».
Но если всё же вам хочется «замахнуться» на усадьбу или резиденцию, вот простой совет. Займитесь архитектурным туризмом. Например, во Франции или Австрии сегодня можно пожить в настоящих замках, переоборудованных в комфортабельные отели. По душе ли вам будут многочисленная прислуга, столовая на 30-60 персон, спальня площадью 50 м2 и потолки высотой 5 метров? Может быть, через несколько дней вам захочется убежать от всего этого великолепия и помпезности, и вы станете мечтать о большей камерности и уюте? Например, предпочтёте традиционную русскую избу с золотистыми, пахнущими смолой стенами или небольшой домик в стиле шале. Кстати, о стилях. После того, как будет определена категория строения и его площадь, наступит очередь размышлений над стилистическим решением загородного дома.
Выбор стиля загородного дома
Так что есть стиль?
Определившись с категорией дома, попытайтесь представить себе его образ с точки зрения стиля. Что же такое стиль? Это некая устойчивая система конструктивных и декоративных элементов. Их можно назвать «сигнальными знаками», которые и составляют основные черты классики, барокко, модерна и т.д. Попробуйте определиться, какой из архитектурных стилей вам ближе.
Больше самостоятельности
Легко сказать — «попробуйте определиться». А как разобраться далёкому от архитектуры человеку, замыслившему построить загородный дом, во всех этих ампирах, рококо и прочих стилевых течениях? Чем более подробная классификация встречается, тем больше запутываешься, и в голове — вместо чёткости и ясности — калейдоскоп из эстетского декора рококо, коринфских колонн и затейливого флористического орнамента модерна.
Не спешите отчаиваться и попытайтесь вникнуть хотя бы в основные из стилей, но не перекладывайте задачу выбора стилистики дома на плечи архитектора или дизайнера. «Доверьте нам!» — говорят различные архитектурные компании. Вам ещё придётся доверить им разработку проекта дома. А на данном этапе скажите категорическое: «Нет!».
Представьте себе, что архитектор предложил вам некий фантастический и необыкновенный проект, например, стеклянную пирамиду, и смог убедить вас, что это здорово. Вы пойдёте на поводу амбициозных устремлений проектировщика, мечтающего на вашем доме получить какую-нибудь престижную премию, а что дальше? Возможно, он и получит премию, а вы останетесь жить в этой пирамиде, чувствуя себя заживо погребённым фараоном — ведь ни с уютом, ни с «теплом родного очага» такое строение не имеет ничего общего. И с поздним раскаянием поймёте, что хотелось-то вам совсем другого… Поэтому постарайтесь определить стиль будущего дома самостоятельно.
Историей рождённые
Разделим все стилевые направления на две основные группы: исторические и этнические. В первую входят стили, которые возникали в определенные периоды времени, развивались и после уходили, сменяясь новыми. Это архаика (египетский, этрусский и византийский стили), классика (античная эпоха), романский стиль и готика (средние века), ренессанс (XV-XVI в.в.), барокко (XVI- XVII в.в.), рококо, классицизм и ампир (XVIII в.), романтический историзм (XIX в.), модерн (рубеж XIX-XX в.в.), ар-деко, конструктивизм, минимализм, high-tech (XX век).
Даже краткое описание каждого из перечисленных выше направлений потребовало бы немало страниц, однако задача наших читателей — не расширить свою эрудицию, а определиться с выбором стиля будущего дома. Поэтому остановимся на наиболее популярных стилях, которые используются сегодня в загородном строительстве.
- Одно из первых мест занимает классика.
Сегодня классическим стилем называют некий симбиоз различных вариантов классических стилевых течений, возникавших в те или иные эпохи. Это и античная классика, и её более поздние в историческом отношении варианты — классицизм и неоклассика. Классицизм возник как подражание античной архитектуре. Яркий образец этого стиля — русские усадьбы конца XVIII в. — начала XIX в. Через столетие взгляды архитекторов вновь обращаются к классическим канонам — так рождается неоклассицизм, окрашенный романтической страстностью царствующего до него модерна.
Дома в классическом стиле отличаются простотой форм и конструкций, чёткостью линий построения и объёмов. «Сигнальные» знаки классики — колонна и полуколонна, арка и полуарка, фриз и классические орнаменты, лепные вставки, парадное оформление входа. И фасады, и интерьеры, решённые в классическом стиле, отличаются благородной сдержанностью и красотой, которые говорят о солидности и респектабельности. Классику не случайно называют вечной — она не подвластна времени, и дом в классическом стиле как никакой другой способен стать настоящим «родовым гнездом». - Интересны и привлекательны дома-замки, построенные в готическом стиле. Шпили-иглы, башенки, стрельчатые арки и окна, витражи, обилие кованых элементов, в интерьере — резьба по дереву и камню — вот характерные черты готики.
- Стиль барокко трудно спутать с другим. Это выразительная, насыщенная декоративными акцентами, пышная, «помпезная» архитектура. Здесь отсутствует присущая классике простота. Если карниз, то ломаный, сложный, с причудливым рисунком, если колонны — то не две или четыре, а целая группа. Цвета — бордо и тёмно-синий. Мрамор, лепнина, позолота — всё это тоже барочные мотивы. Впрочем, в чистом виде барокко встречается в современном загородном строительстве крайне редко. Как правило, используются лишь некоторые его элементы.
- Появившийся вслед за барокко стиль рококо грациозен, изящен и лёгок. Цвета — светлые, акварельные. В отделке фасадов — тонкие рельефные обрамления и переплетения с большим количеством белых деталей. Основной лейтмотив — «раковина» (рокайль). Этот декор широко присутствует в отделке интерьера. В качестве непременных аксессуаров используются зеркала в золочёных рамах, часы и подсвечники из золочёной бронзы.
- Выросший из классицизма ампир (от лат. imperium — командование, власть) — это парадный, торжественный стиль. Он лишён «помпезности» барокко. В отличие от него ампир строг и величав, а иногда даже холоден и жесток. Архитектурная композиция строится на контрасте «чистой» поверхности и узких орнаментальных поясов, которые подчеркивают конструктивные узлы. В орнаменте используются мотивы военных эмблем (орлы, грифоны, копья, знамёна и т.д.)
- Романтический историзм вобрал в себя архитектурные элементы многих эпох, и потому в нём переплелись черты ренессанса, барокко, но больше всего -готики. Не случайно этот стиль называют иногда неоготикой. Его «приметы» — фасады из кирпича, вытянутые окна, чёрные высокие остроконечные крыши.
- Достаточно популярный сегодня стиль загородного дома — модерн (ар-нуво), провозглашающий изящество, декоративность и свободу. В противовес сдержанной строгости и «правильности» классики — гибкие, текучие формы, свободная асимметричная композиция. Модерн проявил себя не столько в архитектуре, подарив индивидуализированные, не подходящие под какой-либо общий шаблон проекты, сколько в оформлении интерьеров. Приметы стиля — растительный орнамент, изогнутые линии, изящные завитки, сочные краски, сочетание дорогих и экзотических материалов.
- Близок к модерну и стиль ар-деко, в котором смешались традиционные для модерна мотивы, элементы ампира, отзвуки египетской, индийской и африканской экзотики; монументальность форм и изящество отделки.
- Однако такое буйство декора не всем по душе, и потому сегодня возводится немало загородных объектов, решённых в предельно лаконичном стиле минимализма. Его девиз — «Ничего лишнего!». Минимализм восстаёт против вычурности и роскоши, разнообразия цветовой гаммы, сложности отделки. Приметы стиля — чёткие геометрические формы, ясность композиции, культ большого открытого пространства, монохромность. Особую роль играют окна. Они должны быть огромными, открывающими дом навстречу окружающей его природе. В интерьере все конструктивные элементы и детали быта необходимо тщательно скрыть.
- Казалось бы, что может быть интересным в конструкции на основе железобетона и стекла, в которую включены элементы инженерного оборудования — воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы? И всё же у стиля high tech(«высокие технологии») есть своя магия, возможно, заключённая в использовании самых современных материалов и максимальной функциональности. Чёткость, лаконизм и отсутствие декоративных элементов роднит его с минимализмом. На фоне спокойных приглушённых цветов (преимущественно — серый и его оттенки) особенно выразительно смотрятся хромированные и выполненные из стекла детали интерьера и бытовая электроника.
Привлекательная этника
А теперь поговорим об этнических стилях. Они формируются элементами народного (этнического) быта. Обращение к истокам, сформировавшим культуру того или иного народа, — вот общая базовая идея всех стилевых направлений этой группы.
Начнём с русского стиля. В плане архитектурной композиции дом в традиционном русском стиле представляет собой бревенчатую четырёх- или пятистенную избу. Как правило, одно- или (чаще) двухэтажную. Культ дерева здесь властвует во всём: в наружной отделке (ставни, резные наличники, затейливые карнизы, коньки крыш) и в интерьерах (деревянная мебель и декоративные элементы быта). Добротность и экологичность — вот два основных достоинства домов в стиле русского деревянного зодчества.
Очень популярен сегодня в загородном строительстве традиционный альпийский стиль «шале«. Его примета — гармоничный дуэт камня (из него построен первый этаж) и дерева (второй этаж). Именно о строении в этом стиле можно сказать «Под крышей дома своего», потому что «распластанные» двускатные крыши с широкими вылетами выглядят как крылья большой птицы, обнимающей и оберегающей дом от невзгод.
Не меньший интерес проявляют сегодня частные застройщики и к скандинавскому стилю, основные черты которого — функциональность и любовь к природным материалам. Суровый климат приучил скандинавов к постоянной борьбе со стихией, и потому в архитектурной композиции дома отсутствуют броскость, вычурность, яркие детали. В светлых, лёгких, почти воздушных интерьерах, не перегруженных мебелью, также царит скромность и рациональность. В отделке используются только натуральные материалы.
Многие этнические стили (такие, как японский, турецкий, африканский) не получили своего воплощения в архитектуре российских загородных строений, но зато в оформлении интерьеров используются довольно активно.
Эклектика и хаос — ничего общего
Не стоит пытаться воспроизвести в архитектурной композиции и интерьерах дома тот или иной стиль полностью. Его повторение возможно только в виде стилизации, то есть творческой свободной интерпретации основных элементов.
Если же вам нравится несколько стилей, и остановиться на каком-либо одном не получается, обратитесь к эклектике (в современном звучании — фьюжн). Это некий нарушающий стереотипы стилистический коктейль, используя который можно достичь новизны и неожиданных эффектов. Но чтобы эти эффекты были интересными, следует учесть, что эклектика и хаос не имеют ничего общего. Как сказал Андреа Палладио, выдающийся итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения, «разнообразие и новизна всем должны быть приятны, тем не менее нельзя делать того, что противоречит правилам искусства и указаниям разума». Разностилевые элементы должны сочетаться друг с другом, переплетаясь в затейливый, но гармоничный мотив. Поэтому будущим домовладельцам, решившимся на эксперимент в стиле фьюжн, требуется не только смелость, но и великолепный вкус, чувство меры. Не забывайте, что в определённой степени стиль дома является важной составляющей вашего имиджа, и может многое рассказать не только о социальном статусе, но и о вкусах и особенностях личности владельца.
Стиль — не мода
Не секрет, что архитектура подвержена влиянию моды. Сегодня на пике моды — минимализм, high-tech, фьюжн. Хотите идти в ногу со временем? Что ж, желание похвальное, но дом — это не платье или костюм, которые можно легко сменить на другие, самые современные. Загородный дом — это родовое гнездо, в котором, скорее всего, будут жить несколько поколений вашей семьи. Через десять-пятнадцать лет, а может и значительно раньше, мода изменится. И что тогда? Менять облик здания, полностью его перестраивать? Такая модернизация обходится достаточно дорого, а иногда и совершенно невозможна. Не лучше ли прислушаться к себе, к своему внутреннему «я» и создать индивидуальный образ дома, выбрав из великого разнообразия стилевых направлений только то, что вам действительно по душе? Выбирайте стиль, исходя из образа вашей жизни. Как в решении фасадов, так и в отделке интерьеров должна прослеживаться общая линия, иначе создать единую стилевую композицию не удастся.
И ещё один немаловажный момент. Для архитектора стиль — это язык, с помощью которого он выражает основную идею проекта. Чтобы реализованный проект (т.е. ваш будущий загородный дом) был во всех отношениях успешным, вы должны говорить с архитектором на одном языке. Таким образом, мы подошли к третьей ступени в процессе подготовки к строительству дома — этапу выбора архитектора для создания проекта загородного дома.