У этого жилища есть несколько особенностей, которые нужно сразу же отметить. Прежде всего – месторасположение.
Из окон квартиры видна жемчужина каменного зодчества — Андреевская церковь работы архитектора Растрелли. Видны древние киевские холмы – те самые, упомянутые Нестором Летописцем в его знаменитой «Повести временных лет». Здесь стояли княжеские замки Киевской Руси. Здесь лежит старинное урочище Гончары-Кожемяки, а проще говоря, Гончарка, так много говорящая сердцу киевлянина. Ну и конечно, волшебное место, навсегда связанное с именем М. А. Булгакова – знаменитый на весь мир Андреевский спуск. Так что человеку, живущему вблизи этого места, в квартире с окнами, заполненными таким пейзажем, может позавидовать любой.
Вторая особенность этого интерьера – его насыщенность естественными, природными материалами. Присутствие дерева ощущается не только в наличии большого количества натуральных деревянных предметов.
Скорее, дерево здесь играет первую скрипку в аранжировке домашнего уюта. Стилистика деревянной музыки – некое европеизированное украинское кантри. Стол, стулья, буфет, скрыня, двери с железными навесами – все эти предметы современны и старинны одновременно. Пока не увидишь этот дом своими глазами, не пройдешь по комнатам, трудно поверить, что такое возможно. И безусловно, такое сочетание особенно ценно в наше время. Как удалось дизайнеру добиться такого результата? На этот вопрос лучше всего ответит автор интерьера Анна Рыбалка: “По первому образованию я историк, моя специализация по-украински звучит «народознавство». Корни нашей семьи с Подолья.
Я до сих пор езжу к бабушке в родные края напитываться тем неповторимым духом спокойствия и достоинства, который есть и в людях, и в предметах материальной культуры. Путешествуя по городам Западной Европы, я с приятным чувством отметила во всех странах небывалый подъем интереса к своему прошлому, к первозданным ценностям. Всевозможные «бабушкины буфеты», ломберные столетние столики и другие предметы давнего быта можно встретить в антикварных магазинах Барселоны, Рима, Марселя и Вены. Они там не только бережно хранятся, но и имеют спрос у создателей интерьеров, понимающих, что такое «овеществленная память». Дизайнеры мебельной моды начали даже искусственно старить дерево, добавляя в него следы от несуществующих жучков, растрескавшиеся фрагменты – для того, чтобы создать впечатление старинной вещи. В нашем интерьере с видом на Андреевскую церковь деревянные предметы сделаны по другому принципу. Каждый из них создан по мотивам подобных старинных предметов. Например, вот эта замечательная скрыня: вид у нее современный, однако в сегодняшних домах таких нет. В подобных скрынях на Украине хранили приданое невесты. А в итальянских палаццо (домах аристократов) точно такие же сундуки назывались “кассоне” и считались не только обязательной частью приданого итальянской девушки-невесты, но и вместилищем всех милых женскому сердцу предметов. Здесь могли храниться флорентийские кружева, детский башмачок и бальный веер.
Или возьмем кухонный буфет.
Его прообраз – украинский мыснык (полки для тарелок, макитр, мисок) с большими, широкими, удобными полками, открытыми со всех сторон. Точно такой же предмет можно встретить сегодня на самой модной австрийской или английской кухне.
С одной стороны, такой кухонный буфет – это некая своеобразная постоянно действующая выставка посуды, а с другой стороны — этот предмет из той же породы, что и скрыня – генетический. Все деревянные вещи сделаны из дуба, на редкость прочного дерева, чтобы этой мебелью люди могли пользоваться очень долго, поколениями. Здесь дубовые стол и стулья, двери, кровати и даже туалетный столик с зеркалом в спальне. Благодаря рукотворным предметам создается впечатление особой надежности, прочности и обустроенности быта”.
Еще одна особенность этой квартиры не могла не привлечь нашего внимания. Разговаривая с дизайнером, мы заметили необычное для современной кухни, и в то же время необыкновенно гармоничное пластическое решение очага-вытяжки и всего кухонного композиционного фрагмента. Вот что Анна рассказала о своем дизайнерском решении. “Кухня – это прежде всего очаг, печь, место, где собирается вся семья, где, по определению, должно быть тепло, уютно, хорошо и комфортно. Именно поэтому родилась идея очага-вытяжки и плиты. Все вместе объединено гипсокартоном, а сверху облицовано итальянской плиткой, которая по цвету и декору очень органично сочетается с деревом. Поднадоевшая уже всем архитекторам барная стойка превратилась в дополнительный, очень вместительный объем для хранения кастрюль и одновременно подставку под телевизор”. В кабинете за зеркальной стеной встроенного шкафа возникает маленький, но глубокий гардероб – дополнительная комнатка, где можно разместить одежду и обувь всей семьи. В кабинете также царит магия дерева; особенно хороша одноместная кровать-лежанка со строгим деревянным декором и подголовником, по типу римских канапе. Дополнительный объем мы придумали и в спальне. А пространство несуществующего балкона создали за счет эркера. Очень уютный, он может служить будуаром или уголком для отдыха. Мы беседуем с Анной холодным ноябрьским вечером, когда на город уже опустился сумрак. За окнами квартиры первый снег накрыл своим легким покрывалом древние холмы, Андреевский спуск, Гончарку, лежащий внизу Подол.
В домах горят огни, они сияют яркими золотыми точками в темноте ночи. Вся эта картина словно уже описана великим Гоголем. Не хватает только запаха хвои, Рождества, присутствия Солохи и черта, укравшего месяц, колядников. Однако скоро, через какой-то месяц, эта пора наступит. И люди, которые встретят праздник и будут жить в живом интерьере этой квартиры, почувствуют, что им повезло.