Умение работать с информацией, предоставлять аудитории проверенные данные — базовый принцип журналистской деятельности. Но в эпоху интернета, обилия источников информации и преобладания большого числа фактоидов вопрос об умении журналиста выявлять качественный контент и уметь свободно применять инструменты по проверке данных на практике стал особенно важным, ведь одна из главных задач журналиста во все времена — предоставление аудитории актуальной, а главное, достоверной информации.
Стоит отметить, что проблема представления огласке неправдивой информации не нова. С появлением в жизни общества Интернета, социальных сетей данная проблема приобрела новое звучание.
Особенно остро тема «ненастоящих» новостей всплывает в разговорах на политические и экономические темы. Так, один из пиков проявления лженовостей на общей информационной палитре пришелся, по мнению многих медиаисследователей, на предвыборную президентскую кампанию Дональда Трампа в 2016 году. В этот период количество лайков к поддельным материалам опередило количество лайков к реальным новостям, сделав проблему обилия фальшивок в современных медиа острой и требующий серьезного анализа.
Проверка информации относительно правдивости, а также способы борьбы с некачественным контентом в СМИ — актуальные темы для исследователей журналистики сегодня. Изучение данной медиа области легло в основу научных статей многих отечественных и зарубежных ученых.
Изучая недостоверные новости, все чаще используется словосочетание «фейковые новости». В переводе с английского «fake» означает искусственный. А синонимами к прилагательному «фейковый» относятся такие слова как: ложный, фальшивый, поддельный, обманчивый, ненастоящий. Под понятием «новость» исследователи понимают «свежую и необычную информацию на тему, представляющую общий интерес, и ранее неизвестную».
Таким образом, под словосочетанием «фейковая новость» следует считать «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично». Ряд исследователей, говоря о повсеместном распространении фейков, выделяют пять групп, на которые они делятся.
К первой группе относятся поддельные фотографии, прошедшие обработку через специальные компьютерные корректирующие изображения программы с целью повышения их кажущейся достоверности.
Вторая группа — видеоролики, сделанные из уже использованного исходного материала, снятого не в то время и не в том месте, которые они призваны имитировать.
Любые фальшивые новости, как правило, имеющие неаутентичную видео иллюстрацию представляют собой третью группу.
Четвертая группа — это личные страницы в социальной сети «Твиттер», созданные от имени других людей с непременным использованием фотоизображения «хозяина» страницы.
Фальшивые аккаунты в социальных сетях, для которых также характерно наличие заимствованного фотопортрета — пятая группа.
Чтобы определить, имеет ли под собой новость реальный факт или это всего лишь вымысел, журналисту необходимо владеть инструментарием проверки новостей. Исследуя текст сообщения на момент его достоверности, можно выделить ряд признаков, присущих фейковым новостям:
- отсутствие первоисточника и невозможность подтверждения информации из нескольких независимых источников;
- невозможность выделить разные точки зрения на одну ситуацию. Сколько бы журналист не выявлял мнений, они все сводятся к одному и тому же;
- обилие в тексте сомнительной фактической информации, фактических ошибок;
- сенсационная подача превыше фактического содержания. Текст фейковой новости зачастую излишне эмоциональный, ненасыщенный фактами. Его задача — привлечь внимание аудитории «горячей» информацией, пустой по своему содержанию;
- новость со ссылкой на социальные сети. Не проверив информацию, журналисты часто ссылаются на аккаунты в социальных сетях, предоставляющие ложные факты намеренно или ненамеренно.
Стоит отметить, что по данным опросов, проводимых различными учеными и исследователями, порядка 60–75% журналистов часто используют Интернет, в частности, социальные сети, как источник информации для своих публикаций, таким образом, подвергая себя риску использовать лженовость и впоследствии донести ее до аудитории посредствам своего материала. Для минимизации рисков публикации лженовостей, все больше и больше отечественных и западных медиа разрабатывают алгоритмы по верификации данных, а также создают памятки для журналистов, использующих в своей работе информацию из Интернета и соц. медиа.
Например, в 2015 г. корпорация Би-Би-Си (BBC) обнародовала краткое руководство для журналистов, где детально было описано, как правильно использовать соцсети в процессе работы, было рассказано, как сотрудникам редакции следует вести свои аккаунты в социальных сетях. Похожие «памятки» по фактчекингу есть и на сайте информационного агентства «Рейтер» (Reuters). Среди российских медиа подобные своды правил приняты в нескольких редакциях: «Эхо Москвы», РИА Новости и др.
Обилие источников информации, связанных в том числе и с потерей СМИ монополии на производство информации, дали аудитории возможность самой производить контент, и тем самым заставили журналиста расширить свои компетенции в области работы с информацией. В частности, во главу угла встал базовый принцип работы журналиста — проверка информации, который приобрел новое звучание.
В глоссарии профессиональных медиатерминов современного журналиста прочно обосновался термин «фактчекинг», который обозначает «проверку статистики и других фактов в документах, текстах выступлений и публикаций на соответствие действительности».
Анализ методов проверки фактов показал, что стоит развести понятия фактчекинг и верификация. Так, верификация — более узкий процесс, обозначающий уточнение информации, технический процесс подготовки контента.
Фактчекинг как один из главных приемов в работе журналиста — явление не новое. Оно уходит корнями начало XX века. В отдельную профессию «фактчекер» формируется к 1930-м годам в США. Изначально фактчекеры проверяли информацию, полученную от непрофессиональных журналистов. К такой информации относились материалы, отправленные читателями или экспертами со стороны, статистика и всевозможные цифры.
Теперь же фактчекеры проверяют также публикации обычных журналистов. Для этого в крупных медиа есть специальные отделы. Например, отдел FactCheck, принадлежащий британскому телеканалу Channel 4 News, работает на регулярной основе с 2010 года. В немецком журнале Der Spiegel существует специальный отдел Dokumentation, сотрудники которого работают с оцифрованным архивом издания. Их задачей является проверка публикуемой информации — имен, дат, цитат и других фактов.
Помимо отделов верификации фактов, которые входят в состав редакций, за рубежом активно развиваются и специальные ресурсы фактчекинга в формате отдельных проектов — Factcheck.org, Politifact.com, FactCheckEU.org. Компания Google начала борьбу с фейковыми новостями в конце 2016 года. Пробный режим проверки информации был запущен в США, Великобритании, Франции и Германии. В 2017 году к числу стран-участниц добавились Мексика, Бразилия и Аргентина. Рядом с достоверными новостными заметками, прошедшими проверку, стала появляться пометка FactCheck. В своем блоге компания объявила о том, что начинает фактчекинг новостей по всему миру. В начале 2017 года к борцам за качественные новости присоединилась и крупнейшая социальная сеть — Facebook. Она запустила проект Journalism Project, цель которого — борьба с фейками и создание качественного контента. Проект состоит из трех направлений: сотрудничество с крупными СМИ и разработка новых продуктов, обучение журналистов новым технологиям и инструментам, а также помощь пользователям соцсети в поиске качественной и достоверной информации .
Рассматривая социальные сети в качестве источника информации, исследователи определили, что 75–85% журналистов используют их как главный источник для поиска новостей и героев. Подобная ситуация актуальна не только для России, но и для стран Запада. В связи с этим Всемирная газетная и новостная ассоциация (World Association of Newspapers and News Publishers) разработала ряд рекомендаций для журналистов, использующих в своей работе соцмедиа как источник информации.
Анализ понятия фейковых новостей, их разновидностей позволяет сделать вывод, что с появлением интернета и развитием социальных сетей в новостной картине появилось огромное количество информации, не отражающей суть и не имеющей отношения к действительности — так называемой «фейковой» информации. Ее поток настолько огромен, что крупные редакции вынуждены создавать специальные отделы, которые ведут борьбу с лжеинформацией: проверяют высказывания политиков, новости, интервью на соответствие действительности.
Кроме того, во многих медиа внедрены в работу специальные алгоритмы, работа по которым помогает журналисту распознать реальный факт от специально выдуманной подделки.
Таким образом, обосновано утверждение, что проблема борьбы с фактоидами является реальным процессом, механизмы которого должен знать каждый журналист. Более того, чтобы практика проверки достоверности сведений была более отлаженной, процесс фактчекинга должен быть знаком не только работающим журналистам, но и студентам, обучающихся по специальности «журналистика».