Эскала́ция (англ. escalation, буквально переводится как восхождение с помощью лестницы) — наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.) чего-либо. Противоположный по значению термин — деэскалация, то есть ведущий к прекращению эскалации.
Эскалировать — постепенно увеличить, усилить, расширить или усугубить какое-либо явление, какую-либо проблему.
Широкое распространение термин «эскалация» получил в эпоху «холодной войны», часто используется в различных конфликтах, торговых войнах и т. д.
Существует также термин «эскалация конфликта». Эскалация конфликта имеет тактическую роль в военных конфликтах и чёткие правила применения вооруженной силы.
Эскалация проблемы – означает вынос проблемы на обсуждение на более высокий уровень при невозможности ее решения на текущем уровне.
Эскалация таможенного тарифа — это увеличение ставок таможенных налогов в зависимости от степени переработки продукта.
Эскалация войны
В соответствии с разработанной в США концепцией – это развязывание и расширение военного конфликта посредством обострения военно-политической конфронтации, её постепенного превращения в кризисную ситуацию и в войну с последующим расширением её масштабов вплоть до всеобщей ядерной. Концепция впервые изложена американским автором Г. Каном в его книге «Об эскалации» (1965). Он выделял 44 ступени эскалации, объединенных в 7 групп, различал вертикальную (наращивание использование сил и средств вооруженной борьбы в зоне конфликта) и горизонтальную (расширение геогр. границ зоны конфликта).
Эскалация военного конфликта — это быстрое развитие и его обострение.
Важно понимать, что под эскалацией подразумевается конфликт, в котором оппоненты применяют больше силы, чем раньше. То есть стороны действуют более интенсивно и жестко.
Эскалации конфликта: основные стадии, признаки и виды
Слово «эскалация» часто описывает развитие конфликта. Эскалация — это стадия его развития, усиления. Это понятие может относиться к конфликтам как на мировом так и на личном уровне.
Противостояние может происходить в различных формах. Конфликт может быть замороженным, идти на спад или активно развиваться. Он может недавно возникнуть или идти к своему разрешению. Эскалация происходит тогда, когда с каждым новым действием он разгорается всё сильнее, раскол между сторонами — всё больше, а перспектива его разрешения — всё призрачней.
Признаки конфликта:
- Формируется образ врага. В таком конфликте ощущается еще больший рост недоверия к оппоненту. Простыми словами, когда конфликтующую сторону отождествляют со злом.
- Растет эмоциональное напряжение. Вместе с увеличением угрозы возрастает эмоциональная нагрузка.
- Аргументы заменяются претензиями. Это когда стороны используют так называемую тактику личностных выпадов.
- Противоречия усугубляются. Когда стороны игнорируют интересы друг друга.
- Растет насилие. Стороны (или сторона) увеличивают агрессию, влияющую на уровень насилия.
- Первоначальный предмет конфликта отходит на второй план. Начинается более глобальная стадия противостояния, где причина конфликта уже почти не играет роли.
- Конфликт распространяется. Противостояние становится все глубже, а их границы становятся все шире.
- Добавляются новые участники. К примеру, как в случае войны в Украине, добавляются государства.
Можно ли предотвратить эскалацию
Несмотря на распространённость конфликтных ситуаций в жизни, они не обязательно переходят на стадию эскалации. Если вовремя распознать зарождение таких ситуаций и найти возможность для компромисса, то для развития противоречий причины не будет. Таким образом можно избежать эскалации. Однако для этого нужно тщательно контролировать возможность возникновения проблем. При этом обе стороны должны стремиться к нахождению точек соприкосновения в позициях сторон и быть готовыми к компромиссам для того, чтобы прекратить или понизить уровень противостояния.
Однако такая возможность имеется не всегда. В этом случае возникает питательная среда для развития конфликта.
Стадии развития противостояния
Для развития конфликта обычно существуют объективные причины. Так бывает в большинстве случаев, но не всегда. Проблемы могут носить, например, чисто психологический характер.
В некоторых ситуациях на возникновение противоречий реагируют сразу, стремясь их разрешить или хотя бы снизить уровень противостояния. Это во многом зависит от интересов и доброй воли участников зарождающегося конфликта.
Чтобы проблемы не усугублялись, сторонам, как правило, придётся чем-то пожертвовать чтобы прийти к компромиссу. Однако на начальном этапе цена конфликта намного меньше, чем в дальнейшем.
Если примирения не произошло, то наступает следующая стадия противостояния. Время от времени происходят инциденты, постепенно обостряя отношения между сторонами.
На этом этапе эмоции становятся важнее доводов разума. Усилия сосредотачиваются на нанесении максимального урона противнику. Эскалация в значительной степени развивается сама по себе. Часто бывает так, что настоящая причина уходит в прошлое, а развитие вражды происходит на эмоциональной основе.
Бывает даже так, что ценности, ради которых борются стороны меняются в процессе эскалации конфликта. Развитие ситуации становится неуправляемым.
Эскалация конфликта начинается с силовых действий его участников. Это может быть не обязательно физическое воздействие — возможны любые варианты давления на оппонента. Сейчас участники стараются насилием заставить оппонента пойти на встречу ожиданиям оппонента, но каждая сторона психологически не готова к уступкам.
Теперь подход становится чёрно-белым. Сейчас уже смысл конфликта не важен. Каждый участник не может уступить и отдаёт все силы борьбе.
На следующем этапе происходит абсолютизация своей позиции. Противостояние начинает восприниматься в качестве высшей ценности. При этом за пределами конфликта стороны могут себя вести взвешенно и разумно. Поэтому иногда стороннему наблюдателю трудно составить объективное мнение о конфликтной ситуации.
Последняя стадия конфликта — его завершение.
Общая схема любого конфликта:
Виды конфликтов
Противостояние не всегда является деструктивным и разрушительным. Конфликты могут иметь различный характер:
- Они могут иметь деструктивный и конструктивный характер.
- Протекание борьбы может быть насильственным или иметь мирный характер.
- В каждом противоборстве имеются те или иные цели. В результате разрешения конфликта может произойти победа, поражение или достижение компромиссного результата.
- Противостояние может закончиться окончательно, остаться в неопределённом состоянии или сдать замороженным конфликтом, готовым вспыхнуть в любой момент.
Нужно учитывать разницу между разрешением и полным завершением конфликта. В первом случае существует вероятность возобновления. Во втором — он полностью исчерпан.
Какие существуют эскалации:
- конфликты межгосударственного уровня;
- национально-освободительные войны;
- внутренние интернационализированные конфликты.
Конфликт межгосударственного уровня часто перерастает в войну. Она более масштабна, чем конфликт, ведь участие в ней принимает все общество. А когда речь идет о социальном конфликте, то в нем принимают участие только отдельные социальные группы.
Синонимы
Обострение, экспансия, усугубление, разрастание, распространение.
Что такое эскалация в управлении проектами и зачем она нужна?
В норме процесс выглядит так: участники проектной команды взаимодействуют друг с другом и в случае, если они не могут договориться между собой, или решить какую-то внешнюю проблему самостоятельно – они эскалируют вопрос на руководителя проекта. Если он может разрешить вопрос – он его разрешает, если нет – эскалирует выше. Эскалация – это также один из основных инструментов, используемых в ходе управления рисками.
Эскалация рисков
В прошлом, когда управление рисками ограничивалось работой с угрозами, у нас было четыре альтернативные стратегии: Уклониться (полностью устранить угрозу), Передать (найти третью сторону, которая может управлять угрозой за нас), Снизить (уменьшить вероятность и/или силу воздействия угрозы) и Принять (не предпринимать активных действий, но подготовить резервный план на случай возникновения угрозы).
Позже, когда мы осознали, что риск включает в себя как угрозы, так и возможности, были разработаны четыре стратегии для возможностей: Использовать (сделать так, чтобы возможность точно реализовалась), Разделить (привлечь третью сторону в управление возможностью), Увеличить (увеличить вероятность и/или воздействие возможности) и Принять (не предпринимать активных действий, но подготовить резервный план на случай возникновения возможности).
Недавно была определена дополнительная стратегия реагирования, которую мы можем использовать при идентификации риска, который не влияет на наши цели, но может оказать воздействие на какую-либо другую часть организации. В таких случаях важна передача риска правильному владельцу, чтобы обеспечить признание риска, его понимание и надлежащее управление им. Стратегия, отвечающая этой цели — Эскалация.
Для того, чтобы эскалация риска работала, нам необходимы ясные границы между различными уровнями в организации, так, чтобы все знали, какой риск к какому уровню относится, и не было путаницы или двусмысленности. Вне зависимости от того, где был выявлен риск, им следует управлять на правильном уровне, который определяется измеряемыми пороговыми значениями, установленными в соответствии с целями, которые будут затронуты в случае возникновения риска. Эти пороговые значения могут быть выражены как финансовое воздействие, последствия с точки зрения безопасности, соблюдение нормативных требований и т.д. Риск передаётся на более высокий уровень, если его воздействие превышает пороговое значение.
Риски могут эскалироваться с любого уровня в организации на более высокий, но, возможно, эта стратегия наиболее полезна для рисков, выявленных в проектах. В контексте рисков проекта такая эскалация используется, когда проектная команда идентифицирует риск, который выходит за рамки данного проекта (т.к. не влияет на какие-либо цели проекта), но может оказать воздействие на кого-то другого. Это означает, что данный риск не является риском проекта, и команда могла бы просто забыть о нем и понадеяться, что человек, которого он касается, также его выявит. Очевидно, это не лучшая идея, так как соответствующее лицо может вообще не обнаружить этот риск. Вместо этого лучше использовать эскалацию для передачи риска тем, на кого бы он повлиял в случае возникновения. Это верно как для угроз, так и для возможностей.
Вот некоторые примеры эскалации риска на практике:
- В ходе встречи по анализу проекта команда обнаруживает, что поставщик по контракту может быть поглощен конкурентом. Слишком поздно, чтобы это повлияло на их проект, однако это может затронуть будущие проекты с данным поставщиком. Угроза эскалируется в департамент закупок, чтобы там могли решить, как управлять ею в будущих проектах.
- В ходе неформального общения с членами команды выявляется повсеместное недовольство сотрудников всей компании заработной платой и условиями работы. Угроза эскалируется в департамент по работе с персоналом.
- Клиент сообщает менеджеру проекта, что их компания рассматривает возможность адаптации продукта для другого рынка, и спрашивает, заинтересованы ли мы в участии в конкурсе на эту работу. Возможность эскалируется спонсору проекта.
- Член команды выявляет возможность формирования нового потока создания ценности для бизнеса. Эта возможность эскалируется высшему руководству компании.
Определив правильный уровень для эскалации, руководитель проекта должен сообщить о риске его новому владельцу и обеспечить, чтобы он осознанно взял на себя ответственность за управление этим риском. После этого риск может быть удален из активного Реестра Рисков проекта и внесен в Реестр Рисков на том уровне, к которому он относится.
Эскалация рисков — важное дополнение к нашему набору стратегий реагирования на риски, поскольку она обеспечивает управление каждым риском на том уровне, где он действительно имеет значение, а также то, что его владельцы — люди, на которых он повлиял бы в случае возникновения.
Эскалация в IT сфере
Эскалация — это процедура привлечения внимания к отдельному запросу, когда ход работы над запросом чем-то не устраивает
Эскалация не является переназначением запроса. Хотя бы по той простой причине, что переназначение запроса на другого исполнителя называется «переназначением запроса на другого исполнителя», а не эскалацией. Также эскалация не является повышением приоритета. Потому что даже у не владеющего ситуацией (но владеющего логикой) человека тут же возникает вопрос, а как тогда эскалировать запросы самого высокого приоритета.
Согласно ITIL эскалация — это механизм, который помогает решить инцидент в установленные сроки в случае, если для решения требуются дополнительные ресурсы или полномочия.
Существует два вида эскалации — функциональная и иерархическая.
Функциональная эскалация — это переназначение инцидента на более высокий уровень поддержки, обладающий экспертными знаниями, или к сторонним поставщикам услуг.
Иерархическая эскалация — это когда службе поддержки не хватает времени или знаний для решения инцидента, и об этом уведомляется ИТ-менеджер или другое вышестоящее руководство, с целью принятия дополнительных мер по устранению инцидента и сохранению SLA и, в конечном итоге, удовлетворенности заказчика. Как правило, сводится к своевременному уведомлению руководства. Иногда уведомления требуется отправлять заказчику-клиенту.
Краткие выводы
Эскалация – это развертывание какого-либо процесса. Эскалация конфликта – стадия конфликта, характеризующаяся его масштабным увеличением и углублением.
Эскалация конфликта может закончиться достижением консенсуса, либо замереть в мертвой точке конфликта.